ГлавнаяИстория развития учреждения

История развития учреждения

686 просмотров

 

Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Аргуна открыт в январе 1996г. при городском отделе образования г. Аргун.

Место расположения:
Российская Федерация, Чеченская Республика, г. Аргун, ул. С.И. Аксактемирова 27а. Почтовый адрес: 366310 ЧР, г. Аргун, Аксактемирова, 27а.
Наименование учреждения:
Полное: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Аргуна». 
Сокращенное: МБУ ДО «ЦДЮТ и К г. Аргуна».
Учредителем Учреждения является муниципальное образование города Аргун Чеченской Республики в лице муниципального учреждения «Департамент образования г. Аргун» (далее – Учредитель), осуществляющее функции и полномочия Учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, законами Чеченской Республики, нормативными правовыми актами Правительства Чеченской Республики и органов местного самоуправления города Аргун.
За прошедшие годы название учреждения менялось неоднократно, но направление деятельности оставалось неизменным – это совершенствование и развитие массового туризма, организации и проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися школ.
Основные задачи деятельности ЦДЮТ и К – воспитание духовно – нравственного, физически – здорового человека, создание оптимальных условий для личностного развития, укрепления здоровья. 
С 11 августа 2000 года, с момента возрождения Аргунского ЦДЮТ и К, это образовательное учреждение возглавляет Кураев Нажмудин Мужаидович – педагог высшей категории, профессионал своего дела. 
В ЦДЮТ и К обучаются более семисот двадцати учащихся. 
Данные о педагогах:
Количественный состав – 18 педагогов, из них: 
С высшим образованием – 17 чел.;
Со средним специальным образованием – 1 чел.

В 60 группах учреждения вовлечены учащиеся школ г. Аргун со 2-го по 11-е классы. За двенадцать лет своей работы, сплотившийся коллектив ЦДЮТ и К под руководством директора Н.М. Кураева, полностью возродил материальную базу учреждения, наладил работу кружков по 4 направлениям: 

1. Туристско-краеведческое направление:
- «Юные туристы и краеведы 
- «Юные этнографы»

2. Художественно-эстетическое:
- «Литературное краеведение»

3. Военно-патриотическое направление: 
- «Историки-краеведы» 

4. Эколого-биологическое:
- «Юные туристы-экологи» 

Сотрудниками центра собран большой учебно-методический материал, проведена огромная работа по обеспечению личностного развития, укреплению здоровья детей их профессионального самоопределения, формирования общей культуры у детей. За последние годы коллектив ЦДЮТ и К переориентировался в своей деятельности на работу туристско-краеведческого движения «Отечество» (Даймохк).
Туристско-краеведческое движение школьников «ОТЕЧЕСТВО» действует в нашей республике более 10 лет.
Туристско-краеведческое движение школьников «ОТЕЧЕСТВО» раскрывает направления краеведческих исследований, предоставляет возможность разрабатывать на этой основе региональные и местные краеведческие программы и проекты, способствуют осуществлению одной из важнейших задач образования – введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. 
Само движение – это особая форма туристско-краеведческой деятельности, в которой краеведение и туризм гармонично сочетаются с выполнением общественно-полезных заданий. Движение призвано активизировать туристско-краеведческую работу школьников, наполнить ее конкретным содержанием, интересными общественно – полезными делами. Добровольно объединяясь, по интересам участники ведут работу поискового и исследовательского характера. 
Участие в движении, в осуществлении его программ позволяет значительно расширить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и в путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Существует 20 направлений туристско-краеведческое движения «ОТЕЧЕСТВО». В нашем республиканском Центре созданы программы по 7 направлениям.
Эти программы адаптированы к реалиям жизни нашей республики. Они намечают основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска, создают оптимальные возможности для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворение их запросов, формирования их профессиональных качеств в процессе туристско-краеведческой деятельности. Участие в движении помогает детям совершать свои маленькие открытия, воспринимать исторические события не как далекое или нереальное, а становятся соучастниками подвигов земляков, испытать радость сопереживания, познать будни и созидательные процессы в столице и нашей республике в целом. Все это влияет на нравственное становление кружковцев, их историческое самосознание и самоопределение. Программы «Отечества» позволяют туристам – краеведам и руководителям выбрать тему по душе и посильную по реализации.
Система дополнительного образования в частности, работа Центров туризма и краеведения может поднять воспитание в детях патриотизма, чувство бережного отношения к родной природе, укрепить здоровье, заполнить досуг посредством занятий в кружках туристской направленности. 
Коллектив педагогов Аргунского центра и учащиеся проводят свою деятельность по 7 направлениям движения «Отечество»: 
1. Родословие. 
2. Летопись родного края. 
3. Земляки.
4. Культурное наследие.
5. Великая Отечественная война.
6. Этнография. 
7. Экология. 
Познание своего края, его природного, исторического и культурного наследия, а также его проблем необходимо каждому человеку. Понимание своего ближнего окружения – микромира, процессов, происходящих в нем, дает человеку понимание картины мира, придает уверенность, создает определенную комфортность, позволяет более активно и продуктивно взаимодействовать с миром.
Осознание кружковцами ценностей культурного, природного, исторического наследия способствует формированию гордости, сопереживания, ответственности, содействует гражданской позиции у подрастающего поколения.
Краеведческий материал является неисчерпаемым источником для научного исследования. Многоплановое исследование потенциала края приносит практическую пользу всему обществу и потому дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие региона, рационально использовать его природные богатства.
Следует отметить важную роль краеведения и в образовании человека. Введение в образовательные программы местного материала, доступного восприятию ребенка, личностно-значимого для него, пробуждает интерес, способствует решению учебных задач разнообразных предметов. 
Ни для кого теперь не является секретом тот факт, что в нашей республике до 1985 года ситуация сложилось так, что передача каких – либо сведений о нашем крае не поощрялась, что большинство местных ученых профессионалов, будучи штатным работником вузов, музеев, архивов изучали историю края, прежде всего с позиции интересов руководителей страны. Советские историки описывали исторические события, занятия населения в нужном им ракурсе, и в результате факты извращались, искажалась, фальсифицировалась наша история. Этнографические исследования не поощрялись: прекрасные старинные легенды, сказания о жизни шейхов /святых/ и многое другое передавалось лишь устно, от старшего поколения к младшему. 
Все это не могло не отразиться на связи времен поколений. Утрачены бесценные свидетельства старины, не воспитывается в молодом поколении гордость за свой край, любознательность, терпимость. А ведь отношение к культуре прошлого – верный показатель сегодняшнего уровня культуры нашего населения. Две войны оставили нам тяжелое наследство. Нужно спасать молодежь от бездуховности, нетерпимости и национализма. Пока не поздно возродить национальную идею, обозначить приоритеты в национальном характере, не дать попасть под дурное влияние различных группировок. 
Ежегодно учащиеся ЦДЮТ и К в процессе соревнований по пешеходному туризму и по туристическим навыкам, повышают свое туристское мастерство, укрепляют здоровье и жизненно-важные навыки. 
В процессе различных конкурсов и смотров повышают свой уровень знаний и умений в различных областях науки и образования, на различных мероприятиях активно и содержательно проводят свой досуг.
Каждый год коллектив центра проводит следующие городские мероприятия: 
1. 19 сентября «Дню чеченской женщины»;
2. 27 сентября «День туриста»;
3. 29 октября «День матери»;
4. с 25 по 30 декабря – новогодние мероприятия;
5. 23 февраля «День памяти» и празднования; 
6. 23 февраля «День защитника отечества»;
7. 8 марта «Международный женский день 8 марта»;
8. с 13-16 апреля «День мира ЧР (отмена КТО);
9. с 2-9 мая «День Победы». 
На базе ЦДЮТ и К педагоги и учащиеся проводят соревнования, конкурсы, смотры, фестивали.
Принимаем участие в Республиканских мероприятиях:
1. Республиканский конкурс детских рисунков «Мир вокруг нас» 2001г.
1. Республиканский конкурс поделок «Земля отцов – моя земля» 2002г.
2. Смотр стенной печати 2002 год 3 место.
3. Смотр стенной печати 2003 год 2 место. 
4. Республиканский конкурс туристско–краеведческих уголков. 
5. Первая Республиканская конференция туристско-краеведческого движения «Отечество» 2004г.
6. Смотр стенной печати 3 место 2004г.
7. Республиканский фотоконкурс «С чего начинается Родина» 3 место 2004г.
8. Республиканский конкурс альбомов «Женщина 21 века» 2004г.
9. Республиканский конкурс альбомов «О ветеранах ВОВ» 2005г.
10. Республиканский смотр стенной печати 3 место 2005г.
11. Республиканский смотр туристской самодеятельности 3 место 
2005г.
12. Республиканский конкурс кроссвордов «Знаешь ли ты свой 
край» 3 место 2005г.
13. Республиканский конкурс методических материалов 2006г.
14. Республиканский конкурс детских рисунков «Туризм-спорт и 
отдых» 2006г.
15. Вторая Республиканская конференция туристско-краеведческого 
движения «Отечество» 2006г.
16. Республиканский смотр стенной печати 2006г.
17. Республиканский конкурс рефератов «Славлю мое отечество-
республику мою» 2006г.
18. Республиканский конкурс туристско-краеведчиских фотографий 
«Взгляд туриста через объектив» 2007г.
19. Республиканский смотр стенной печати поощрение 2007г.
20. Республиканский конкурс детских поделок «Мир вокруг нас» 
2007г.
21. Выставка к инаугурации 3 место 2007г.
22. Республиканский фотоконкурс «Тепло семейного очага» 2008г.
23. Республиканский смотр стенной печати 3 место 2008г.
24. Третья Республиканская конференция туристско-краеведческого 
движения «Отечество» 2008г.
25. Республиканский конкурс детских рисунков «Восхождение к 
истокам» 2008г.
26. Республиканский конкурс сценарий «Речка детства моего» 3 
место 2009г.
27. Республиканский конкурс инсценированной песни «Мы 
надежная смена» 2009г.
28. Республиканский конкурс докладов «Мир родословия» 1-ый 
слет краеведов туристско-краеведческого движения «Отечество» 
направление «Родословие» 2010г.
29. Республиканский смотр стенной печати 2010г.
30. Республиканский конкурс поделок «Выдумывай и твори в твоих 
руках природы дары» 2 место 2010г.
31. Республиканский конкурс фильмов «Возрождение республики» 
3 место 2011г.
32. Республиканский конкурс метод материалов по 
«Патриотическому воспитанию» 2011г.
33. Республиканский смотр стенной печати 3 места 2012г.
34. Республиканский конкурс альбомов «Культурное наследие» 
поощрение 2012г.
Учащиеся ЦДЮТ и К не раз становились победителями и призерами республиканских и городских смотров и конкурсов. 
Работа директора ЦДЮТ и К Кураев Н.М. и его педагогов не раз отмечалось высокой оценкой на городском, Республиканском уровне. Педагоги ЦДЮТ и К не раз поощрялись грамотами и денежными призами за хорошую и плодотворную работу.
В будущем коллектив ЦДЮТ и К ориентирован в привлечении большего числа учащихся школ г. Аргуна в работу Центра, в повышении их творчества и познаний, укреплении их здоровья, адаптации их досуга и признании Аргунского ЦДЮТ и К лучшим учреждением дополнительного образования среди всех учреждений дополнительного образования Республики.